Глава 4 Матование Пушкой

Представленные здесь методы матования Пушкой могут быть разделены на три условных группы: матование Пешкой и Пушкой, матование двумя Пушками и матование двумя Пушками и Пешкой. Эти методы будут рассмотрены ниже :

1. Пушечно-Пешечное Матование

Особенности метода Пушечно-Пешечного матования заключаются в том, что нападающая сторона использует Пешку для того, чтобы контролировать перемещение Короля противника или принудительно сдерживать фигуры противника, участвующие в защите, а затем, при помощи своих Короля, Адъютанта, или Слона, произвести атаку Пушкой. Пушечно-Пешечный метод матования имеет важное значение в игровых окончаниях, и поскольку этот метод богат разнообразием, то хорошее знание этого метода повышает мастерство игрока.

Игра 1. (рис. 125)

788=8\889
4C55K5556
E%5p5]5%6
$5%5%5%5^
42E222P26
488888886
$5%5%5%5^
4%P;5'P%6
4555ak556
122a2/2c3

Красные выигрывают:

1. C2=5 E3-5      2. A5+6! E5+3

3. A6+5 E3-5      4. P6=5  K5-1

5. P5+1 K5=4     6. C5=6  C2=4

7. P5=6 K4=5     8. C6=5

Красные изобретательно поменяли позиции своих двух Адъютантов, чтобы провести Пушечно-Пешечное матование.

Игра 2. (рис. 126)

788K8A889
45p5A55c6
4%5[5]C%6
$5%5%5%5P
422222226
488888e86
$5%5%5%5^
4%5a5k5%6
4555,5556
122.2/223

Красные выигрывают:

1. P7=6  K4=5     2. C2+1     C7-2

3. K4=5  P9+1     4. P6=5      K5=4

5. C2=4  C7+3     6. C4-9      C7=4

7. A6-5   C4=5     8. K5=4(1) P9+1

9. C4=6(2)

(1) Если красные здесь сыграют - C4=6, то черные ответят - C5+5, чтобы взять Адъютанта. В таком случае игра будет сводиться к ничьей.

(2) В своем следующем ходе красные будут играть Адъютантом, чтобы провести матование. Они уверены, что выиграют игру, когда черная Пушка будет захвачена.

Игра 3. (рис. 127)

R8E=KA889
455pA5556
E%5[5]5%6
$5%5%5%5^
422222226
488888886
$5%5%5%5^
4c5;5'P%6
4555,5556
C22.k/223

Красные выигрывают:

1. C8+4(1) R1=2     2. C8=3  R2+9

3. K5+1     R2-1      4. K5-1   R2=5(2)

5. K5+1     C1=7      6. C3=8

(1) Это - ключевой ход чтобы добиться победы, при котором красные переводят Пушку для того, чтобы заблокировать движение Слона. Иначе, черные сыграли бы - E1+3, и затем вывели бы Слона на центральную вертикаль. Если так, то красные потеряют игру.

(2) Красные вынуждают черных жертвовать Ладьей для того, чтобы защитить своего Короля. Теперь красные могут выиграть игру, проведя матование.

Игра 4. (рис. 128)

Здесь приведен известный старинный пример Сянци, демонстрирующий высокий навык и тактику.

78EAKA889
4555,p556
E%5[5]5%6
$5%5%5%5^
422222226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;5'5%6
455k,5556
122.2/22c

Красные выигрывают:

1. C1=5  E1+3     2. C5+2  E3-1

3. K6=5  E1+3     4. K5=4! E3-1

5. C5=2 A6+5      6. K4=5  E1+3

7. K5-1  E3-1       8. C2=7  E3+5

9. C7=5 E1-3      10. K5=4

Игра 5. (рис. 129)

78p=KA889
4555A5556
4%5[5]5%6
$5%5%5%5^
422222226
488888886
$5%5%5%5c
4%5;5'5%6
4555,555R
12e.ka223

Красные выигрывают:

1. C1=9  R9=1     2. C9-1(1) R1+1

3. K5+1! R1-1     4. K5+1(2) R1+1

5. A4+5! R1-1     6. A5-6!    R1+1

7. K5-1! R1-1     8. K5-1      R1+1

9. C9=3(3)

(1) Когда Пушка красных переведена, она становится защищенной, в то время как черная Ладья попадает в трудное положение.

(2) Красные перемещают Короля на вершину Крепости для того, чтобы заманить в ловушку черную Ладью. Это - правильный ход.

(3) Красные проводят матование весьма изобретательно, совместно действуя с Адъютантом и Слоном.

 

вернуться

Hosted by uCoz