Глава V Ладьевое Матование

Методы Ладьевого Матования могут быть условно разделены на три вида: Ладейно-Пешечное матование, матование двумя Ладьями и матование двумя Ладьями и Пешкой.

1. Ладейно-Пешечное Матование

Особенности Ладейно-Пешечного метода матования заключаются в том, что нападающая сторона сначала проводит свою Пешку к Крепости противника, чтобы контролировать перемещение Короля противника, и затем начинает атаку своей Ладьей с правого или левого флангов. Если есть слабые участки в линии обороны противника, то при нападении возможен захват Слона(ов) противника и Адъютанта(ов), заканчивающийся матованием. Поскольку Ладейно-Пешечный метод матования очень эффективен, то он довольно широко используется в играх и имеет большое значение в фактическом бою.

Игра 1. (рис. 140)

788=8A889
4555,5556
4%5AK]5%6
$5%5%5%5^
4222p2r26
488888886
$5%5%5%5^
4%5;e'5P6
45H5a55R6
122.2k223

Красные выигрывают:

1. R3+3   A4-5

2. R3-2    A5-4

3. R3=5   K5=4

4. R5=6   K4=5

5. R6+2   P8=7

6. P5+1

Чтобы "управлять" Королем противника, красные перемещают свою Ладью вперед, а затем отводят назад. Красные здесь выигрывают очень искусно. Такое матование оказывается очень эффективным, когда Король противника загнан на "Вершину Стены Крепости".

Игра 2. (рис. 141)

788=KA889
45p5A5556
4%5[5]5%6
P5%5%5%r^
422222226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;5'5%6
455R,5556
122.k/223

Красные выигрывают:

1. R2=8(1) P1+1          2. R8+2(2) R4-8(3)

3. P7=6      R4=3(4)     4. R8-2      P1+1

5. R8=2      R3+9         6. K5+1     R3=4(5)

7. P6=5!     K5=4         8. P5=4     R4-4(6)

9. R2=5      P1+1       10. P4+1      K4+1(7)

11. P4=5     P1=2       12. R5+2     K4+1

13. P5=6     P2=3       14. P6=7     R4=7

15. R5-2     R7=4       16. R5+3     K4-1

17. R5=6

(1) Это - правильный ход. Если красные необдуманно взяли бы Пешку, то они не смогли бы выиграть игру, поскольку черные могут отвести свою Ладью для защиты и сведут игру к ничьей, выполняя последовательно "один шах и один ход ожидания".

(2) Это - обязательный ход. Если бы красные здесь сыграли - R8+3, то их наступление было бы отсрочено одним ходом. Таким образом красные поставили бы себя в худшее положение.

(3) Если черные играют - R4-4, то 3.P7=6, R4=5; 4.K5=6, черные не смогут защитить себя от поражения, поскольку бесконечные шахи не позволяются в Сянци.

(4) Если черные играют - R4=1, красные могут выиграть игру тем же самым способом.

(5) Если черные играют - R3=6, то красные проведут неизбежное матование с ходом - R2=8.

(6) Если черные играют - R4-8, то 9.P4+1! R4=5; 10.K5=4, P1+1; 11.P4=5, далее красные проводят матование и выигрывают.

(7) Если черные играют - P1=2, то красные могут быстро выиграть с ходом - R5+2.

Игра 3. (рис. 142)

788A8\889
4555A5556
E%5K5]5%E
$p%5%5%5^
422222226
48r888886
$5%5%5%5^
4%5;e'5P6
4555a5PRC
122.ka223

Красные выигрывают:

1. P8=7      K4=5(1)     2. P7=6  A5+4(2)

3. R7=5     K5=6          4. R5=4  K6=5

5. R4+4(3) A4-5           6. P6=5  K5=4

7. R4-4      K4-1           8. P5+1  A5+4

9. K5=6(4) A4+5        10. R4+4 E9+7

11. P5+1    K4-1         12. R4+1

(1) Если черные играют - A5-6, то 2.P7=6, K4=5; 3.R7=5, K5=6; 4.P6=5, K6-1; 5.P5+1, A6+5; 6.R5=4, A5+6; 7.R4+3, мат. Или если черные сыграют - K4-1, то красные будут отвечать - P7=6, сопровождая дальнейшим ходом - R7+4. Красные выиграют игру быстро.

(2) Если черные играют - A5-6, то красные выиграют игру таким же образом, как и описанный выше.

(3) Красные направляют свою Ладью вперед для взятия под контроль Короля противника. Это - ключевой ход в этой игре. Такой метод часто используется в игровом окончании "Ладья и Высоко Взобравшаяся Пешка против Короля на Вершине Стены".

(4) При поддержке Короля, красные Ладья и Пешка выполняют совместное нападение на Адъютанта противника, чтобы выиграть игру.

Игра 4. (рис. 143)

788=8K889
4555R5p56
4%5[5]5HE
$5%5P5%5^
422222226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;e'5%6
4555,5556
12r.k/223

Красные выигрывают:

1. R7+9     R5-1

2. R7-2      R5+1

3. P3=4(1) K6+1(2)

4. R7=2     R5-1

5. R2+1     K6+1

6. R2-2      R5=3

7. R2=4     K6=5

8. R4=5     K5=4

9. E5+7     R3+5

10. R5=6

(1) Это - продуманный ключевой ход, чтобы выиграть игру.

(2) Если черные сыграют - H8-6, то 4.K5=4 (сильный ход, чтобы связать Коня противника и Короля), P5+1; 5.R7=1, K6=5; 6.R1+2, H6-8; красные объявляют мат с ходом - R1=2.

Игра 5. (рис. 144)

788=8\889
R555AK556
4%5A5]5%6
Pr%5p5%5^
422222226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;5'5%6
4555a5556
122.k/223

Красные выигрывают:

1. P5+1   K6-1      2. A5-6!  R1+1(1)

3. R8=4   K6=5     4. R4=2! K5=4(2)

5. R2+1! R1-1      6. P5=6   A5-6(3)

7. R2-1   R1=5     8. A6+5   K4=5

9. R2=9   R5+7   10. K5=4   R5-2

11. R9+3 K5+1   12. R9=4

(1) Если черные играют - R1=3, то 3.R8=4, K6=5; 4.P5=6, красные уверены, что победят после того как черный Адъютант будет взят.

(2) Красные переводят Ладью в сторону, угрожая матованием после взятия центрального Адъютанта черных своей Пешкой. Черные могут ответить двумя возможными ходами. Однако, они не смогут спастись от поражения:

(а) Если черные играют - K5=6; 5.R2+3, K6+1; 6.R2-2 (Это - продуманный ход. Красные угрожают ходом - P5+1 с последующим взятием черной Ладьи), R1-1 (Если черные сыграют - K6-1, то 7.P5=4! Красные победят быстро), 7.P5=4, A5+6; 8.R2+1, K6-1; 9.R2=9, красные выиграют игру после того, как взята черная Ладья.

(б) Если черные играют - 4. … A5-6, то 5.R2=8, R1-2 (Если черные - A4-5; тогда 6.P5+1, A6+5; 7.R8+3, красные побеждают быстро); 6.R8=5, A4-5; 7.P5+1, A6+5; 8.R5=2, красные выигрывают игру после того, как будет взята черная Ладья.

(3) Если черные играют - A5+4, то 7.R2+2, K4+1; 8.R2-1, K4-1; 9.R2=9, красные выиграют игру после того, как черная Ладья будет уничтожена.

 

вернуться

Hosted by uCoz