Глава IV Размен

Размен означает обмен фигурами между двумя сторонами. Это - самая основная тактика в середине игры. Если во время соревнований игрок будет правильно использовать тактику размена, то он сможет захватить инициативу в нападении или занять выгодное положение{позицию}, или получить материальное преимущество, если он использует слабую фигуру в обмен на более сильную.

Размен фигур может быть разделен на три вида: непосредственный (прямой) размен, косвенный (непрямой) размен и размен слабой фигуры на сильную. Теперь мы проанализируем их один за другим:

1. Прямой размен

Это - основной метод размена между силами двух сторон в течение сражения. Когда фигуры противников находятся под сдерживанием или завязаны друг с другом, тогда обе стороны часто любят проводить прямой размен чтобы "избавиться от сдерживания ", или использовать этот прием, чтобы уменьшить силу критического момента.

Следующее - шесть примеров в различных ситуациях:

В ситуации, представленной на диаграмме 37, черные Ладья и Конь находятся под контролем противника. Как они могут избавиться от этого сдерживания? Предположим, если черные играют - C2=6. Далее красные - C1=4? Конечно, черные могут сыграть R6=3, чтобы освободить себя от сдерживания (если красные - R4+1, то C6+5, R4-3, R3+4, игра будет сводиться к ничьей после разменов). Однако, если красные сыграют - P5+1 вместо того, чтобы играть C1=4, черные уверены, что будут нести потери, так как они получают материальное неудобство. Кажется что такой метод избавления от контроля – не более чем пустое рассуждение и не оправдается на практике. Черные должны найти иной путь. Первый ход у черных:

(37)

788AK\E89
4555A5556
4C5[5]5%6
P5%5%R%5P
42222HE26
48888r886
p5%5p5%5^
4%h;e'5%c
4555,5556
12eaka223

1. ...        R6-3     2. C1-4  C2=6!

3. R4+1  C6+5

Черные отводят Ладью для того, чтобы "укрепиться у основания". Их Конь становится подготовленным для размена с противником. Пушка красных перемещается в сторону, пробуя оказать большее давление на черных. Однако, черные тоже переводят Пушку в сторону, используя метод прямого размена и таким образом избавляясь от сдерживания. Однако, мы должны указать здесь, если Пушка красных имела бы защиту (предположим, у красных имеется “центровой Адъютант”), такой метод будет бесполезен.

В ситуации, представленной на диаграмме 38, черные потеряли одного Слона, в то время как красные имеют на одну Пешку больше чем их противник.

Пешка красных ловится черной Ладьей, и красные Ладья и Конь оказываются под контролем черной Ладьи после хода черных - R8-2. Поскольку красные не могут сосредоточить достаточно большие силы, то у них не получается выстроить положение для матования и черные могут легко защититься. Давайте же посмотрим какой дальнейший вариант развития выбрали красные:

(38)

788A8K889
4555A5556
4%5[5]5%C
Pr%h%5%5^
422222E26
p888888R6
$5%5%5p5^
4%5;5'5%6
4555a5556
12e.kae23

1. R8=9   R8-2      2. P9+1  C9+1

3. H6+4!  R8=1     4. H4+2  K6=5

5. P9+1

Взяв черную Пешку Ладьей, красные расширили инициативу. Затем они выдвигают Пешку вперед, чтобы защитить Ладью, а после переводят вперед Коня, чтобы преследовать Ладью, настаивая на размене. И красные оказываются в выигрышном положении после того, как они избавились от сдерживания.

Есть различные методы "размена для избавления от сдерживания". В ситуации, представленной на диаграмме 39, первый ход у черных. Если черные играют –    1. … C9=6, красные могут ответить – 2.R2+6, предлагая размен и получая освобождение от сдерживания. Однако, если бы черные сыграли – 1. … R4-4 сначала, красные ответили бы – 2.R2+5, тогда C9=6, 3.H4-6! Игра теперь пришла к позиции "Встреча 4-х Ладей". В таком случае красные могут также произвести размен, чтобы избавиться от сдерживания. Однако, мы должны обратить внимание на следующую ситуацию при которой красные не должны непродуманно перемещать своего Коня. Например, Конь красных должен воздержаться от хода на пересекающиеся пункты{точки} двух Ладей противника (то есть не играть - H4+6 или - H4-2, иначе красные теряют фигуры), и он не должен играть - H4+2, поскольку черные могут сыграть - C6+3, чтобы затем выполнить шахование и захватить фигуру красных.

(39)

788AK\E89
4555A5556
4%5[E]5%C
P5P5%R%5P
42222h226
48p88r88p
p5%5%5%5^
4%5;e'5%6
455Ra5556
12eak/2r3

Диаграмма 40 показывает другой пример:

(Красные ходят первыми)

(40)

78E=KAE89
4555,5556
4%5[CA5%H
P5%5%5%5P
42P222226
p88888ecp
$5%5H5p5^
4%5;ec5%r
h5R5a5556
122a2k223

1. C2-3  R3-2     2. C2+2

Используя тактику сдерживания красные планируют сыграть – 3.H9+7 в своем следующем ходе, тогда 3. … R3+1, 4.C2=5 - чтобы объявить шах и захватить фигуру противника, или по крайней мере они рассчитывают вынудить черных к размену Ладьи. Но в действительности красные допустили промах, предоставив черным прекрасную игровую возможность.

 

2....         A6-5       3. H9+7  C5=6

4. K4=5  C6+4!     5. C2=4  H5+3 - черные умело уходят от сдерживания, используя метод размена.

Обратите внимание: В то время как мы обсуждаем тактику прямого размена, мы должны обратить внимание на "использование Ладьи в обмене на две фигуры". Ладья - самая мощная фигура в Сянци. Игроки часто говорят: " Одна Ладья может сделать десять фигур испуганными". Обычно, тот кто использует Ладью в размене с Конем противника и Пушкой или двойными Конями, может оказаться в материальном убытке. Возьмем к примеру предыдущую игру (диаграмма 40). Если красные вынуждают черных сделать размен Ладьей с его двумя фигурами? Красные могли играть – 1.H9+7! сразу же, чтобы преследовать черного Коня (черные могли ответить - 1. … H9+7), затем красные могут продолжить - 2.C2+3, чтобы атаковать Ладью. Однако, черные будут вынуждены убрать Ладью - 2. … R3-1 - обменивая на две фигуры красных. Ситуация может развиваться и по другому. Мы может найти множество примеров использования Ладьи в размене с двумя фигурами противника. Используя эту тактику, одна сторона может легко вызывать конфликты в игре и изменять баланс силы, или находить возможности для нападения; в то время как в защитной ситуации можно использовать эту тактику, чтобы добиваться ничьей.

Диаграмма 41 показывает другой пример. Теперь первый ход у черных.

(41)

78EAKAE89
4555,555R
4%H[C]C%6
P5r5P5%5P
42222HP26
48888R886
p5p5p5p5p
4%h;cch%e
4555a5556
12e.ka2r3

1...  H6+4     2. R7-2  R9=2

Если бы черные изменили ход на - R9=4, красные играли бы 3.C5=6, далее C5+4? 4.C4=5 - черные потеряют фигуру.

 

3. P3+1?  R6+2!     4. A5+4  H4+3

5. A4+5

Черные решительно обменивают две фигуры красных со своей Ладьей, устанавливая нападение. Красные отстают в несколько ходов из-за потери времени при игре Адъютанта.

 

5...  P7+1

Красные в кризисной ситуации. Следующее - возможные линии развития игры красных:

(1) 6.E1+3, C7+5, 7.R7+3, C5+4, 8.R7-1, R2+8, 9.R7=5, E3+5, 10.R5-2, R2=3, и черные побеждают.

(2) 6.A5-6, P7+1, 7.R7=3, P7+1, 8.R3+3, P7=6, и черные получают большое превосходство.

В ситуации, представленной на диаграмме 42, черные идут в нападение, в то время как правый фланг у красных слаб.

(42)

78E=K\889
4555A5556
4%5AE]5%6
h5%5%5P5H
42P222226
4r8888p86
$5pC%R%5^
e%5;5'5%6
4555a5556
12eakh223

Если красные играют – 1.E7+5, черные ответят - H9+8, тогда 2.P3+1, H8+9, 3.R8=3, C4=5? 4.R3-2, K5=6! 5.H4+2, черные - H9+7 - жертвуя Конем и в последующем объявляя мат!.

Давайте посмотрим, как красные могут превратить опасную ситуацию в безопасную в этот критический момент:

 

1. H4+3  R6=7     2. R8=6  H9+8

3. R6-1!  R7=4     4. H3+2

Используя тактику размена, красные обменивают две фигуры черных со своей Ладьей и преуспевают в создании ничьей с противником.

 

вернуться

Hosted by uCoz