2. Косвенный (непрямой) Размен Фигурами

Косвенный (непрямой) размен фигурами - более прогрессивная тактика, чем прямой размен. Когда Вашим силам угрожает противник, то Вы не должны играть защиту пассивно. Напротив, необходимо к этому проявить положительное отношение и вести борьбу гибко. Косвенный размен означает - “оставить фигуру временно и пытаться восстановить потерянную фигуру в другом месте”. Такой размен фигурами может помочь распутать кризисную ситуацию и вырывать инициативу. Мы должны рассмотреть самые обычные методы этой тактики. Следующее - семь примеров, которые могут быть разделены на три различные категории.

Первые два примера представляют косвенный (непрямой) размен для избавления от сдерживания:

В ситуации, представленной на диаграмме 43, красная Ладья имеет контроль над черной Ладьей. Если черные играют - R4-1, то красные ответят - C9=6, далее черные - C1-4 – это пассивная защитная игра черных, поскольку она сдерживает и ограничивает их силы. Черные уверены, что понесут потери после того, как их фигуры будут захвачены. Теперь давайте рассмотрим как черные должны использовать тактику непрямого размена, чтобы ослабить напряженную ситуацию.

(43)

788=KAE89
455RA5556
E%5[5]5%6
P5%5%5%5^
42PH2222p
488r8888P
$5p5%5%5^
c%5;e'5%6
C555a5556
12e.ka2h3

1...      C1+1     2. A5-6  A5-4

3. A4+5

Черные отодвинули своего Адъютанта, намереваясь сыграть - R4=5 на следующем ходе и получить размен фигурами, жертвуя Конем или провести двусторонний (обоюдный) захват. Далее у красных - плохой ход, где они сыграли Адъютантом. Но если они и изменили бы его на - C9-1, то черные все еще могли бы обменять фигуры с ходом - R4=8.

 

3...         R4=5     4. R6+1  R5+6

5. C9=6  R5+1     6. K5=4  R5+1

7. K4+1  R5=8

Через косвенный размен фигурами черные получили более лучшую позицию.

Диаграмма 44 показывает пример в котором красные вызывают размен фигурами, чтобы избавиться от сдерживания:

(Красные ходят первыми)

(44)

788=KAE89
4555A5556
4%H[E]5%H
P5c5%5%5P
42222C226
4R8888p8p
p5p5%5%5^
4c5;e'5%6
4555a5556
1reak/2h3

1. C7=2  C6=2

Черные намереваются уничтожить зажатую красную Пушку, но это слишком поспешное решение. Правильный ход для черных должен быть - C6=8, чтобы перекрыть Пушку так, чтобы красные не смогли перевести свою Пушку для нападения на черную Ладью. Теперь же их тактика не привела ни к чему.

 

2. C2-2!  R2+1

Красные отгоняют черную Ладью сначала, чтобы сократить область ее деятельности. Порядок такой игры очень важен. Если красные сыграли бы - C2-4, то они оказались бы потом в трудном положении(!).

 

3. R8+1  C2-4

Для того, чтобы увеличить свою сферу деятельности, черные отводят Пушку. Если они изменили бы игру на - R2=3, то красные – 4.C8=6, R3=8, 5.H2+3, H9+7, 6.P3+1 - отдавая Пешку, Пушка красных неторопливо спасается.

 

4. C2-3  C2+7

Красные отводят Пушку для того, чтобы защитить Ладью, и собираются сыграть - C8=7, предлагая размен и избавляясь от сдерживания. План черных уничтожения Ладьи разбит.

 

5. C2+1

Красные теперь могут компенсировать потерянную фигуру. Красные находятся в превосходящем положении – у них материальное преимущество и более лучшее боевое построение.

В ситуации на диаграмме 45 черная Ладья преследует Пушку красных.

(45)

78EAK\889
4555A5556
4%H[E]H%C
P5h5P5cR^
422222226
48p88888P
pc%5%5p5^
4%5;e'5%6
4555a5556
12r.kae23

Если красные сыграют – 1.C3-2, то это уменьшит давление на черного Коня и так как правый фланг красных слаб, то можно ожидать нападения от черной Ладьи, Коня, Пушки и Пешки. Если красные имеют идею относительно "косвенного размена фигурами ", но по ошибке делают ход – 1.P3+1, то черные отвечают - R8=7, 2.C8=3, E5+7! И так как черные могут организовать защиту непосредственно Слоном, то красные не смогут восстановить потерянную фигуру.

Однако, красные могут разыграть другую схему: 1.C8+3! А если черные R8=7? Красные – 2.H7+5, в результате образовалась позиция в которой черная Ладья находится под нападением красного Коня и Пушки. Черные - R7+3 (Если черные изменят игру на - C9=5, красные - C8=3 - и позиция у красных лучше), красные – 3.H5+3, K5=6, 4.H3-1 - уничтожая Пушку. После косвенного размена фигур красные получили превосходство.

В ситуации, представленной на диаграмме 46, черные находятся в наступательной позиции – их фигуры весьма активны и их центральная Пешка пересекла Реку. При таких обстоятельствах красные решительно оставляют свою Пушку, захватывают Пешку, осуществляя интенсивное преследование. Красные преуспели в создании ничейной ситуации после размена фигурами. Следующее - линии этого игрового развития:

(46)

78EAK\E89
4555A5556
R%5[C]5%6
Pc%H%5%5^
422R2222P
4r88P8886
p5%5%5%5^
4%5;e'5%6
4555a5c56
12e.ka22r

1. R8=5  R4=2

Если черные изменили бы игру на - R4+5, то 2.A5-6, H4+5, 3.A4+5, красные все еще могут легко сопротивляться.

 

2. R5+2  R2-1     3. C3+5  R1=4

Если бы черные изменили игру на - C5=8, красные играли бы - 4.R1+5, тогда R1=4, красные – 5.R1+1, красные все еще могут компенсировать одну фигуру. Однако, красные не должны играть – 5.R1=6, поскольку черные могут ответить - H4+2! Игра придет к ситуации “свидание 4-х Ладей” и обе стороны будут вынуждены проводить обменен фигурами. Если так, то план красных о косвенном размене не приведет ни к чему.

 

4. R5+1!  H4+2     5. R5=6  A5+4

Игра фактически сводится к ничьей.

В тактике косвенных разменов многие игроки любят использовать метод "одна Ладья на две фигуры". Следующие два примера описывают "размен для нападения" и "размен для спасения фигур".

В ситуации, как показано на диаграмме 47, первый ход у черных.

(47)

7RE=KAER9
4555A5556
4%5CC]5%6
P5H5%5%5P
42P222r26
4888c8pc6
p5%5h5%5p
4%5;5'h%6
4555,5556
12eakaer3

Так как сила красных на центральной вертикали ослаблена, то черные могут использовать тактику "одна Ладья на две фигуры" играя – 1. … R8+5, чтобы убить одну Пушку красных сначала. После того, как красные ответят – 2.R2+4, черные могут продолжить – 2. … R2+5. Если красные играют - 3.C5+1?, то черные могут сыграть – 3. … R2=5, чтобы захватить другую фигуру и создать сильное наступление.

Последующая игра красных – 4.E3+5, черные отвечают – 4. … H3+5. В своих последующих шагах черные играли бы - H5-6, чтобы преследовать красную Ладью, в то время как черная центральная Пушка нападает на Коня красных. Если красные играют – 5.R2-1, то черные могут сыграть – 5. …E7+9 и проведут ряд жестких ходов.

В ситуации, как показано на диаграмме 48, полагаясь на свои значительные силы черные проводят наступление. При таких обстоятельствах красные могут гибко использовать тактику "одной Ладьи на две фигуры", и кризисная ситуация будет переломлена. Следующее - линии игрового развития:

(48)

788=KAE89
4555A5556
4%5[E]5%6
$5%5%5P5^
4222c222C
488888p86
$5h5%5RP^
4%5;e'5%6
4555arH56
122.kae23

1. H7+9  C9+4

В полной уверенности красные ведут своего Коня вперед. Они решили использовать Ладью в размене на две фигуры противника. Если черные не сыграли бы – C9+4, а изменили ход на – P8+1, красные все еще имели бы шанс на обмен фигур и создания ничейной ситуации с черными. (см. примечание)

 

2. R4=3  R7+2     3. H9+8  K5=4

Красные играют - H9+8 и готовы играть - H8+6 в следующем ходе, чтобы выполнить Пушкой и Конем матование. Черные вынуждены отвести Короля. Если черные допускают ошибку в игре - C9-6, чтобы принять меры против шаха Конем из угла Крепости? Красные могли играть - K5=6! Что будет вести к фатальному матованию.

 

4. C5=6  K4=5     5. C6-4  R7-2

6. C6=1  (игра становится ничейной)

Примечание: Если бы черные изменили ход на – 1. … P8+1, красные играли бы 2.H9+8, K5=4 (Если черные - C9-2, тогда – 3.R4=3! произведя принудительный захват черного Коня. Если черные отвечают - R7+2, чтобы захватить красную Ладью? Тогда красные уверены, чтобы победят с ходом – 4.K5=6), 3.C5=6, K4=5, 4.H8+7, K5=4, 5.H7-6, K4=5, 6.H6-4! После у красных – хорошо завязанная игра – Конь красных вынуждает черных к размену фигурами, поскольку создалась угроза и Ладье и Пушке. Если черные играют - R7=9, то 7.C6=1, R9-2, 8.R4=3, игра будет также сведена к ничьей.

 

вернуться

Hosted by uCoz