2. "Перевод фигур при помощи угрозы матования"

Что мы обсудим в этой главе - это технику получения игровой инициативы с использованием тактики "перевода фигур через повторные шахи или повторные угрозы матования" (Диаграмма 101-104).

Прежде всего рассмотрим простой пример: в ситуации, представленной на диаграмме 101, обе стороны конкурируют друг с другом в скорости достижения победы в сражении. Сейчас первый ход у красных:

(101)

788=K\889
4555,5556
4%5[hA5%6
$5%5%5%5^
422222226
488888r86
$5%5p5%5^
4%5;5'5P6
4555,R556
122k2/22C

1. H5+7  K5=6     2. R3+5  K6+1

3. R3-1   K6-1      4. H7-5   K6=5

Объявляя повторные шахи, красные фактически захватили инициативу и преуспели в выведении своей Ладьи на благоприятную позицию - на вторую горизонталь противника. В своем следующем ходе красные будут играть - R3=4, чтобы провести матование и завоевать победу.

В ситуации, представленной на диаграмме 102, обе стороны равны в силе. Первый ход у черных.

(102)

78EA8K889
4555A5556
4rH[E]5%6
c5h5P5%5^
42P222226
p8p88R886
$5%5%5%5^
4%5;e'5%6
4555a5556
122.kaeC3

Поскольку черный Конь находится под угрозой, возможно черные могут сыграть - 1. … C8-7, чтобы защитить его. Если красные отвечают - 2.C9+3, черные продолжили бы - K6+1. Черные все равно остаются в пассивной позиции. Тогда, как необходимо черным правильно использовать данную ситуацию и вырывать инициативу у противника?:

 

1...  C8-3     2. R8=7...

Это - поспешная игра, когда красные захватывают черного Коня, поскольку их Ладья попадает в опасное положение.

 

2...         C8=5     3. K5=6  R6=4

4. K6=5  R4=3     5. K5=6  R3=4

6. K6=5  R4=1     7. K5=6  R1-2

Производя шахование и угрожая матом, черные преуспели в уничтожении у противника двух Пешек и одной Пушки. Теперь Конь красных пойман в ловушку. В своем следующем ходе черные будут играть - C5=3. Черные уверены, что захватят и другую фигуру противника. Если красные продолжат - 8.R7+1, то C5=3, 9.H7+8? R1=4, объявляя шах.

В ситуации, представленной на диаграмме 103, черные более слабы по силам, но имеют инициативу в наступлении. Как правильно черным использовать эту инициативу? Первый ход у черных:

(103)

788=8AE89
455K,5556
4%5AE]5%C
$5%5%5r5^
P2P222226
4888r8e86
p5p5%5%R^
4%5a5P5%6
4555k5556
12ea2/223

1...  C9+6

Если бы черные здесь сыграли - (1) C9+7? Красные ответили бы - R3=1. Опасная ситуация уходит от красных. А если бы черные сыграли - (2) R8+2, K5-1, P6+1, E3-1! Наступление черных остановилось.

 

2. K5=6  R8=3     3. K6=5...

Точно оценив ситуацию, черные не стремятся объявлять открывающий шах для того, чтобы захватить красную Ладью, но развивают свою инициативу, захватив Пешку красных и вынудив Короля красных возвратится к центру.

 

3...     R3=8     4. K5=6  R8=1

5. E7+9...

Красные играют Слоном, чтобы проверить, как ответят черные. Однако, черные не жаждут захватить красного Слона, поскольку они должны сохранить свой первоначальный стратегический план.

 

5...         R1=2     6. K6=5  R2=7

7. K5=6  R7+2     8. R5-3  R7-3

Используя угрозу матования, черные захватывают Слона красных и Ладью. Если красные продолжают - 9.R5+5, черные ответили бы - R7+3, чтобы объявить открывающий шах для того, чтобы захватить красную Ладью на 3-й вертикали. Теперь черные отстояли выигрышное положение.

В некоторых обстоятельствах нет необходимости объявлять непрерывные шахи. Наиболее важно для нас иметь правильный анализ ситуации и знать, как переместить свои фигуры. В ситуации, представленной на диаграмме 104, первый ход у черных. Сейчас красная Пушка угрожает черному Королю, а красная Ладья удерживает черную Ладью и Коня. Как ответят черные?

(104)

788AK\889
4555A5556
4%C[E]5%6
$5%5c5%5^
4222p2226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;5'rHR
4555a5556
122a2k223

1...  C3+7     2. K4+1...

Черные вынуждают красных переместить Короля, так, чтобы черный Конь смог оказать ответное давление на красную Ладью.

 

2...  C3-2

Черные совершат большую грубую ошибку, если они объявят шах немедленно. После того, как красная Ладья будет захвачена, черные несомненно победят. Если красные продолжат - 3.K4-1, черные ответят - R9+2, тогда 4.K4+1, R9-1, 5.K4+1, C3=7, чтобы захватить красную Ладью и одержать победу.

 

вернуться

Hosted by uCoz