7. Комбинационные (тактические) жертвы.
На этапе, когда игровое открытие переходит в середину игры, мы нередко можем наблюдать некоторые блестящие тактические жертвы. Часто эти комбинации были разработаны до начала соревнования и схема их построения более глубокая и сложная. Иногда в игре они выполняются в быстром темпе, что может рождать у соперника ложные иллюзии. Во время соревнования игрок не должен сразу же атаковать неожиданно появившуюся жертву, поскольку он может как потерять в дальнейшем время, так и совершить ошибку (диаграмма 126-127).
(126)
R8E=KAE89
4555A5C56
4CH[5]H%6
P5P5Pr%5P
4222p2226
48p888p86
p5%5%5%Rp
4ch;c'h%6
4555,5556
r2eakae23
В ситуации, как показано на диаграмме 126, красные легкомысленно сыграли 1. H8+7, и кажется, что у черных появился шанс для захвата фигуры противника (1. … H7+8, 2.R4=3, H8-9! 3.R3-1, E3+5. Теперь, если красные 4. R3=4, то они потеряли бы своего Коня, а если красные играют 4. R3+2, то черные играли бы H3-4, и красные потеряют свою Ладью). Но в действительности, у красных имеется заранее обдуманная схема:
Если черные играют:
1... H7+8 2. P3+1 C7+6
3. C5+4 H3+5 4. C8=3 R8=7
5. P3=2 R7+1 6. H7+5 R7-1
7. H5+4
После компенсации потерянной фигуры у красных будет материальное преимущество и превосходящая позиция.
Диаграмма 127 показывает позицию в середине игры между двумя известными Мастерами на 14-м ходе. Игра начата с открытия "Пушки на 5-ой и 9-ой вертикали, Ладья по горизонтали и вертикали против Конного Щита". Теперь, неожиданно, черные жертвуют свою Ладью ходом 1. … R4+8! Однако, красные не захватывают черную Ладью. Поскольку, если красные играют 2. R1=6, то черные отвечали бы, R8-1, тогда 3. A4+5, R8=7 (черные могут угрожать матованием - C7=8 в своем следующем ходе).
(127)
788RKAE89
4555A5556
4rH[E]H%6
P5P5P5%5P
422222226
48p888e86
p5%5p5C5p
c%h;c'h%6
4555,555r
12eaka2RC
Если красные продолжаются с ходом:
(1) 4. H3-1, R7=9, 5. C5=3, R9=7, 6. K5=4, C7=8, 6. C3=2, H7+8, мощное наступление черных.
(2) 4. A5+6, R7=4, 5. A6+5, H7+6, черные получат значительное превосходство в дальнейшем развитии игры.
Блестящие и яркие тактические жертвы нередко подготавливают к хорошо отработанным методам матования и позволяют шире применить освоенные знания теорий Сянци.
Об этом следующие три примера (диаграммы 128-130):
Диаграмма 128 показывает позицию в середине игры между двумя известными Мастерами. В этом примере красные приносят жертву для развития своего наступления:
(128)
78EHKA889
4555Ar556
4%5[E]5%6
P5h5%5%RP
422RP22H6
48p888P86
pr%5%5C5p
4%c;c'5%6
4555,5556
12eakae23
1. H7+6 E5+3 2. P7+1 R4=3
3. R8=5 H8+6 4. C7+7! R3-4
5. R5+2 H6+5 6. R5-3
Красные уверены, что победят. После череды непрерывных жертв, красные привели черных к спертому матованию.
Иногда, чтобы создавать положение двойного матования, тоже можно обратиться к тактике принесения жертвы.
Диаграмма 129 показывает позицию середины игры между двумя известными Мастерами. Сейчас первый ход у черных.
(129)
7R8=KAER9
4555A5556
4%H[E]5%6
Pcc5%5%5P
422p2hP26
4888C8886
p5%Hh5pCp
4%5;e'5%6
4r55a5556
12eak/2r3
Неожиданно, черные жертвуют своей Ладьей, чтобы захватить черную Пушку - 1. … R2+3! Кажется, что после этого черный Конь может объявить шах, но это не сможет привести к выполнению непрерывного шахования с матованием. Однако, когда красные переместят Ладью, чтобы захватить черную Ладью - 2. R8+5, то в своем следующем ходе черные играют - C8=5, чтобы напасть на черного Коня и жертвуют другой Ладьей! Эта игра действительно захватывает дух. Если красные выполняют ответный ход:
(1) 3. H4-5, тогда R8+9, 4. A5-4, H4+3, чтобы объявить шах и выполнить Ладьей матование.
(2) 3. R2+9, C+=6! Теперь черные могут выполнить матование с H4+3 или H4+6. Красные не смогут выдержите тактику "двойных ударов".
Диаграмма 130 также представляет пример "двойного удара" после принесения жертвы.
Первый ход у красных.(130)
788AK\889
4555,5556
E%5[5A5C6
$r%5p5%5^
P2E22R2h6
4888h888P
$5%5%5%5^
4%5;e'H%6
4555a5556
122ak/e23
1. H5+4 C8+1
С полной уверенностью красные выводят своего Коня вперед. Черные попадают в западню, когда они отвечают Пушкой, пытаясь связать красного Коня. Правильный ход для черных - H7-6. Тогда обе стороны остаются примерно равны по силе.
2. P5+1 C8=2 3. H4+6 K5=6
4. P5+1
Теперь игра пришла к спёртому матованию - красные могут играть - P5=4 или H2+3. Так как любые две фигуры - оба красных Коня и Пешка могут составить позицию для матования. Черные обречены быть побежденными.