7. Комбинационные (тактические) жертвы.

На этапе, когда игровое открытие переходит в середину игры, мы нередко можем наблюдать некоторые блестящие тактические жертвы. Часто эти комбинации были разработаны до начала соревнования и схема их построения более глубокая и сложная. Иногда в игре они выполняются в быстром темпе, что может рождать у соперника ложные иллюзии. Во время соревнования игрок не должен сразу же атаковать неожиданно появившуюся жертву, поскольку он может как потерять в дальнейшем время, так и совершить ошибку (диаграмма 126-127).

(126)

R8E=KAE89
4555A5C56
4CH[5]H%6
P5P5Pr%5P
4222p2226
48p888p86
p5%5%5%Rp
4ch;c'h%6
4555,5556
r2eakae23

В ситуации, как показано на диаграмме 126, красные легкомысленно сыграли 1. H8+7, и кажется, что у черных появился шанс для захвата фигуры противника (1. … H7+8, 2.R4=3, H8-9! 3.R3-1, E3+5. Теперь, если красные 4. R3=4, то они потеряли бы своего Коня, а если красные играют 4. R3+2, то черные играли бы H3-4, и красные потеряют свою Ладью). Но в действительности, у красных имеется заранее обдуманная схема:

Если черные играют:

1...         H7+8     2. P3+1 C7+6

3. C5+4  H3+5     4. C8=3  R8=7

5. P3=2  R7+1     6. H7+5  R7-1

7. H5+4

После компенсации потерянной фигуры у красных будет материальное преимущество и превосходящая позиция.

Диаграмма 127 показывает позицию в середине игры между двумя известными Мастерами на 14-м ходе. Игра начата с открытия "Пушки на 5-ой и 9-ой вертикали, Ладья по горизонтали и вертикали против Конного Щита". Теперь, неожиданно, черные жертвуют свою Ладью ходом 1. … R4+8! Однако, красные не захватывают черную Ладью. Поскольку, если красные играют 2. R1=6, то черные отвечали бы, R8-1, тогда 3. A4+5, R8=7 (черные могут угрожать матованием - C7=8 в своем следующем ходе).

(127)

788RKAE89
4555A5556
4rH[E]H%6
P5P5P5%5P
422222226
48p888e86
p5%5p5C5p
c%h;c'h%6
4555,555r
12eaka2RC

Если красные продолжаются с ходом:

(1) 4. H3-1, R7=9, 5. C5=3, R9=7, 6. K5=4, C7=8, 6. C3=2, H7+8, мощное наступление черных.

(2) 4. A5+6, R7=4, 5. A6+5, H7+6, черные получат значительное превосходство в дальнейшем развитии игры.

Блестящие и яркие тактические жертвы нередко подготавливают к хорошо отработанным методам матования и позволяют шире применить освоенные знания теорий Сянци.

Об этом следующие три примера (диаграммы 128-130):

Диаграмма 128 показывает позицию в середине игры между двумя известными Мастерами. В этом примере красные приносят жертву для развития своего наступления:

(128)

78EHKA889
4555Ar556
4%5[E]5%6
P5h5%5%RP
422RP22H6
48p888P86
pr%5%5C5p
4%c;c'5%6
4555,5556
12eakae23

1. H7+6  E5+3      2. P7+1   R4=3

3. R8=5  H8+6     4. C7+7!  R3-4

5. R5+2  H6+5     6. R5-3

Красные уверены, что победят. После череды непрерывных жертв, красные привели черных к спертому матованию.

Иногда, чтобы создавать положение двойного матования, тоже можно обратиться к тактике принесения жертвы.

Диаграмма 129 показывает позицию середины игры между двумя известными Мастерами. Сейчас первый ход у черных.

(129)

7R8=KAER9
4555A5556
4%H[E]5%6
Pcc5%5%5P
422p2hP26
4888C8886
p5%Hh5pCp
4%5;e'5%6
4r55a5556
12eak/2r3

Неожиданно, черные жертвуют своей Ладьей, чтобы захватить черную Пушку - 1. … R2+3! Кажется, что после этого черный Конь может объявить шах, но это не сможет привести к выполнению непрерывного шахования с матованием. Однако, когда красные переместят Ладью, чтобы захватить черную Ладью - 2. R8+5, то в своем следующем ходе черные играют - C8=5, чтобы напасть на черного Коня и жертвуют другой Ладьей! Эта игра действительно захватывает дух. Если красные выполняют ответный ход:

(1) 3. H4-5, тогда R8+9, 4. A5-4, H4+3, чтобы объявить шах и выполнить Ладьей матование.

(2) 3. R2+9, C+=6! Теперь черные могут выполнить матование с H4+3 или H4+6. Красные не смогут выдержите тактику "двойных ударов".

Диаграмма 130 также представляет пример "двойного удара" после принесения жертвы. Первый ход у красных.

(130)

788AK\889
4555,5556
E%5[5A5C6
$r%5p5%5^
P2E22R2h6
4888h888P
$5%5%5%5^
4%5;e'H%6
4555a5556
122ak/e23

1. H5+4  C8+1

С полной уверенностью красные выводят своего Коня вперед. Черные попадают в западню, когда они отвечают Пушкой, пытаясь связать красного Коня. Правильный ход для черных - H7-6. Тогда обе стороны остаются примерно равны по силе.

 

2. P5+1  C8=2     3. H4+6  K5=6

4. P5+1

Теперь игра пришла к спёртому матованию - красные могут играть - P5=4 или H2+3. Так как любые две фигуры - оба красных Коня и Пешка могут составить позицию для матования. Черные обречены быть побежденными.

вернуться

Hosted by uCoz