Глава 3 Матование Конем
Представленные здесь методы матования Конем могут быть разделены на три условных группы: матование Пешкой и Конем, матование двумя Конями и матование двумя Конями и Пешкой. Эти методы будут рассмотрены ниже :
1. Конно-Пешечное Матование
Когда Конь и Пешка используются для совместной атаки, нападающая сторона должна вывести свою Пешку близко к Крепости противника, чтобы ограничить движение Короля противника. После чего нападающая сторона при помощи Коня уничтожает линию защиты противника и проводит матование с помощью своего собственного Короля. Несмотря на то, что к концу игры мало фигур остается на доске и позиционное построение Конно-Пешечного матования может выглядеть очень простым, однако, этот метод по-своему интересен и имеет практическую ценность.
Игра 1. (рис. 109)
788K8A889
45p5A5556
4%5[5]5%6
$5h5%5%5^
422222226
4888C8886
$5%5%5%5^
4%5;5'5%6
4555,5556
122.k/223
Красные выигрывают:
1. P7=6! K4=5 2. H7-5! C5+2
3. K5+1 C5-2 4. K5+1! C5+1
5. H5-3 C5=6 6. H3+2 C6-5
7. H2+4!
Используя технику выжидания и сдерживания, красные принудительно загоняют черных в позицию безвыходного положения, и побеждают в игре с "матом, как бесходовым положением".
Игра 2. (рис. 110)
7C8=8A889
4555A5556
E%5[5K5%E
$5%5%5%5^
42222p226
48h888886
$5%5%5P5^
4%5P5'5%6
45P5k5556
12e.2/e23
Красные выигрывают:
1. P4+1 K6-1 2. H7+5! P3=4
3. K5-1 C2+9(1) 4. E7+9 P++1
5. K5+1(2) C2=7 6. P4+1! A5+6
7. H5+6
(1) Если черные здесь сыграют - C2=5, то 4.P4+1, A5+6; 5.H5+3, мат.
(2) Это правильно, то что красные выдвигают Короля вперед.
Если они играют - K5=6, то черные могут мешать матованию - C2=7 и достичь таким образом превосходящей позиции.Игра 3. (рис. 111)
7pEA8KEH9
4555,5556
4%5[5A5%6
$5P5%5P5h
422222226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;5'5%6
4555k5556
12e.2/e23
Красные выигрывают:
1. H1+2! K6+1 2. P8=7 A4+5
3. E3+1! P3+1 4. E7+9! P7+1
5. K5-1! A5+4 6. P7=6 A6-5
7. P6=5 A5+6 8. P5=4! A6-5
9. P4=3 A5-4 10. P3=2 A4+5
11. P2=3 A5-4 12. P3=4 A4+5
13. P4=5 A5-4 14. P5=6 A4-5
15. P6=5 A5+4 16. H2-1
Это хорошо просчитанная игра, при которой красные переводят своего Коня так, чтобы блокировать Коня черных, в то время как Пешка красных последовательно уничтожает фигуры черных на базовой горизонтали, а красные Слоны отрезали пути продвижения обеим черным Пешкам.
Игра 4. (рис. 112)
7C8AK\88h
4555Ap556
4%5[5]5%6
$5%5%5%5^
P22222226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;5'5%6
4555,P556
122.k/223
Красные выигрывают:
1. P4=3(1) C2+1(2) 2. P3+1 P1+1
3. H1-2 C2+1(3) 4. H2-4 C2-1
5. H4+6 C2=4 6. H6-8 P1=2
7. H8+7 P2=3 8. H7-6 P3=4
9. H6+4
(1) Когда Пешка красных размещена на базовой горизонтали, Конь красных может начать проведение атаки более эффективно.
(2) Если черные сыграют - K5=6, то 2.H1-2, C2+2 (если - C2+1, тогда 3.P3+1, K6=5; 4.H2-3, красные быстро победят с ходом - H3+4); 3.P3+1, K6-5; 4.H2-4, C2-1; 5.H4+6, C2=4; 6.H6-8, красные в дальнейшем выигрывают тем же самым способом, который отображен в нотации.
(3) Если черные здесь сыграют - P1=2, то H2-3, в дальнейшем красные побеждают с ходом - H3+4.
Игра 5. (рис. 113)
7hCK8\889
4555p5556
E%5[5]5%E
$5%5%5%5^
422222226
488888886
$5P5%5%P^
4%5;5'5%6
4555,5556
122.2k223
Красные выигрывают:
1. H8-7 C3+1 2. H7-5! E9-7(1)
3. P5=6 K4=5 4. H5+7! P8=7
5. P6=7 K5=4 6. H7-5 E7+5
7. H5-6! P3=4 8. H6+7 P4+1(2)
9. P7=6 K4=5 10. H7+5 P7=6
11. H5-4(3) P6+1 12. H4+3 P4+1
13. P6=5 K5=4 14. H3-5 P4=5
15. H5+7
(1) Если черные здесь сыграют - P8=7, то 3.P5=6, K4=5; 4.H5+7, P7=6; 5.P6=7, K5=6; 6.H7-5, красные выиграют игру, когда их Пешка займет место в центре Крепости.
(2) Если черные играют - E1+3, то 9.P7=6, K4=5; 10.H7-5! P4+1; 11.H5+4, K5=6; 12.P6=5, затем красные переведут - K4=5 и обеспечат себе победу.
(3) Если бы красные поспешно сыграли - H5+3, то K5=6; 12.P6=5, P6+1; черные могут выиграть игру с опережением на один ход перед противником.
Игра 6. (рис. 114)
788AKA889
45C5H5556
4%5[Ep5%6
$5%5%5%5^
4222h2226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;5'5%6
4555a5556
122ak/223
Красные выигрывают:
1. H5+6 C3=4 2. P4+1 E5+7
3. A5+6 E7-9(1) 4. H6-4! E9+7(2)
5. H4+3! E7-5 6. H3-4! E5+3
7. H4+6! E3-1 8. H6-8! E1-3
9. H8+7 E3+1 10. H7-9(3) C4=6
11. H9-8(4) C6+1 12. H8+6 C6-1
13. H6+4
(1) Если черные здесь сыграют - E7-5, то красные выполнят матование с ходом - K5=4.
(2) Если черные играют - C4=2, то красные будут - 5.H4+3, угрожая черным матованием, и далее - C2=6; 6.H3-4, C6+1; 7.H4+6 - мат.
(3) Великолепно атаковав, красные преуспевают в захвате черного Слона.
(4) Это - ключевой ход, после которого Конь красных создает давление, принудительно загоняя черных в позицию "бесходового положения".