Глава V Ладьевое Матование
Методы Ладьевого Матования могут быть условно разделены на три вида: Ладейно-Пешечное матование, матование двумя Ладьями и матование двумя Ладьями и Пешкой.
1. Ладейно-Пешечное Матование
Особенности Ладейно-Пешечного метода матования заключаются в том, что нападающая сторона сначала проводит свою Пешку к Крепости противника, чтобы контролировать перемещение Короля противника, и затем начинает атаку своей Ладьей с правого или левого флангов. Если есть слабые участки в линии обороны противника, то при нападении возможен захват Слона(ов) противника и Адъютанта(ов), заканчивающийся матованием. Поскольку Ладейно-Пешечный метод матования очень эффективен, то он довольно широко используется в играх и имеет большое значение в фактическом бою.
Игра 1. (рис. 140)
788=8A889
4555,5556
4%5AK]5%6
$5%5%5%5^
4222p2r26
488888886
$5%5%5%5^
4%5;e'5P6
45H5a55R6
122.2k223
Красные выигрывают:
1. R3+3 A4-5
2. R3-2 A5-4
3. R3=5 K5=4
4. R5=6 K4=5
5. R6+2 P8=7
6. P5+1
Чтобы "управлять" Королем противника, красные перемещают свою Ладью вперед, а затем отводят назад. Красные здесь выигрывают очень искусно. Такое матование оказывается очень эффективным, когда Король противника загнан на "Вершину Стены Крепости".
Игра 2. (рис. 141)
788=KA889
45p5A5556
4%5[5]5%6
P5%5%5%r^
422222226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;5'5%6
455R,5556
122.k/223
Красные выигрывают:
1. R2=8(1) P1+1 2. R8+2(2) R4-8(3)
3. P7=6 R4=3(4) 4. R8-2 P1+1
5. R8=2 R3+9 6. K5+1 R3=4(5)
7. P6=5! K5=4 8. P5=4 R4-4(6)
9. R2=5 P1+1 10. P4+1 K4+1(7)
11. P4=5 P1=2 12. R5+2 K4+1
13. P5=6 P2=3 14. P6=7 R4=7
15. R5-2 R7=4 16. R5+3 K4-1
17. R5=6
(1) Это - правильный ход. Если красные необдуманно взяли бы Пешку, то они не смогли бы выиграть игру, поскольку черные могут отвести свою Ладью для защиты и сведут игру к ничьей, выполняя последовательно "один шах и один ход ожидания".
(2) Это - обязательный ход. Если бы красные здесь сыграли - R8+3, то их наступление было бы отсрочено одним ходом. Таким образом красные поставили бы себя в худшее положение.
(3) Если черные играют - R4-4, то 3.P7=6, R4=5; 4.K5=6, черные не смогут защитить себя от поражения, поскольку бесконечные шахи не позволяются в Сянци.
(4) Если черные играют - R4=1, красные могут выиграть игру тем же самым способом.
(5) Если черные играют - R3=6, то красные проведут неизбежное матование с ходом - R2=8.
(6) Если черные играют - R4-8, то 9.P4+1! R4=5; 10.K5=4, P1+1; 11.P4=5, далее красные проводят матование и выигрывают.
(7) Если черные играют - P1=2, то красные могут быстро выиграть с ходом - R5+2.
Игра 3. (рис. 142)
788A8\889
4555A5556
E%5K5]5%E
$p%5%5%5^
422222226
48r888886
$5%5%5%5^
4%5;e'5P6
4555a5PRC
122.ka223
Красные выигрывают:
1. P8=7 K4=5(1) 2. P7=6 A5+4(2)
3. R7=5 K5=6 4. R5=4 K6=5
5. R4+4(3) A4-5 6. P6=5 K5=4
7. R4-4 K4-1 8. P5+1 A5+4
9. K5=6(4) A4+5 10. R4+4 E9+7
11. P5+1 K4-1 12. R4+1
(1) Если черные играют - A5-6, то 2.P7=6, K4=5; 3.R7=5, K5=6; 4.P6=5, K6-1; 5.P5+1, A6+5; 6.R5=4, A5+6; 7.R4+3, мат. Или если черные сыграют - K4-1, то красные будут отвечать - P7=6, сопровождая дальнейшим ходом - R7+4. Красные выиграют игру быстро.
(2) Если черные играют - A5-6, то красные выиграют игру таким же образом, как и описанный выше.
(3) Красные направляют свою Ладью вперед для взятия под контроль Короля противника. Это - ключевой ход в этой игре. Такой метод часто используется в игровом окончании "Ладья и Высоко Взобравшаяся Пешка против Короля на Вершине Стены".
(4) При поддержке Короля, красные Ладья и Пешка выполняют совместное нападение на Адъютанта противника, чтобы выиграть игру.
Игра 4. (рис. 143)
788=8K889
4555R5p56
4%5[5]5HE
$5%5P5%5^
422222226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;e'5%6
4555,5556
12r.k/223
Красные выигрывают:
1. R7+9 R5-1
2. R7-2 R5+1
3. P3=4(1) K6+1(2)
4. R7=2 R5-1
5. R2+1 K6+1
6. R2-2 R5=3
7. R2=4 K6=5
8. R4=5 K5=4
9. E5+7 R3+5
10. R5=6
(1) Это - продуманный ключевой ход, чтобы выиграть игру.
(2) Если черные сыграют - H8-6, то 4.K5=4 (сильный ход, чтобы связать Коня противника и Короля), P5+1; 5.R7=1, K6=5; 6.R1+2, H6-8; красные объявляют мат с ходом - R1=2.
Игра 5. (рис. 144)
788=8\889
R555AK556
4%5A5]5%6
Pr%5p5%5^
422222226
488888886
$5%5%5%5^
4%5;5'5%6
4555a5556
122.k/223
Красные выигрывают:
1. P5+1 K6-1 2. A5-6! R1+1(1)
3. R8=4 K6=5 4. R4=2! K5=4(2)
5. R2+1! R1-1 6. P5=6 A5-6(3)
7. R2-1 R1=5 8. A6+5 K4=5
9. R2=9 R5+7 10. K5=4 R5-2
11. R9+3 K5+1 12. R9=4
(1) Если черные играют - R1=3, то 3.R8=4, K6=5; 4.P5=6, красные уверены, что победят после того как черный Адъютант будет взят.
(2) Красные переводят Ладью в сторону, угрожая матованием после взятия центрального Адъютанта черных своей Пешкой. Черные могут ответить двумя возможными ходами. Однако, они не смогут спастись от поражения:
(а) Если черные играют - K5=6; 5.R2+3, K6+1; 6.R2-2 (Это - продуманный ход. Красные угрожают ходом - P5+1 с последующим взятием черной Ладьи), R1-1 (Если черные сыграют - K6-1, то 7.P5=4! Красные победят быстро), 7.P5=4, A5+6; 8.R2+1, K6-1; 9.R2=9, красные выиграют игру после того, как взята черная Ладья.
(б) Если черные играют - 4. … A5-6, то 5.R2=8, R1-2 (Если черные - A4-5; тогда 6.P5+1, A6+5; 7.R8+3, красные побеждают быстро); 6.R8=5, A4-5; 7.P5+1, A6+5; 8.R5=2, красные выигрывают игру после того, как будет взята черная Ладья.
(3) Если черные играют - A5+4, то 7.R2+2, K4+1; 8.R2-1, K4-1; 9.R2=9, красные выиграют игру после того, как черная Ладья будет уничтожена.