Глава IX Жертва фигуры
Жертва фигуры - эффективная тактика, наиболее широко используемая в середине игры. Это средство борьбы играет очень важную роль в процессе получения инициативы, при нападении, при выполнении проверки обстановки и при освобождении или уменьшении давления. Жертва фигуры может вызвать радикальные перемены в игровой ситуации. Главная идея - это “постоянный поиск всевозможных вариантов”. Если рассматривать ситуацию в целом, игрок может сделать незначительную жертву, чтобы сохранить главный интерес, демонстрируя стиль “я борюсь с собственными проблемами, но и Вы боретесь со своими”. Необходимое условие этой тактики - уничтожение стратегического плана противника. Тактика жертвы несет положительный, нетрадиционный, гибкий и изменчивый стиль игры. Надо помнить, что тот, кто в игре опирается только на интуицию, тот будет всегда попадать непосредственно в пассивное положение, и он обречен на неудачу. Используя тактику “жертвы ради инициативы”, можно начать наступление в любой момент игры. Когда игрок находится в трудном положении, то лучше для него бороться и искать выход, чем "ожидание смерти".
Жертва часто органически связывается и объединяется с другими тактиками. Конкретные приемы являются слишком многочисленными, чтобы быть упомянутыми один за другим. Поэтому мы только рассмотрим небольшие примеры, которые имеют некоторые определенные особенности, и проведем краткий анализ этих тактических особенностей, заострив на них внимание.
1. Жертва для начала атаки
Принесение жертвы для начала атаки допустимо только при определении благоприятных обстоятельств и точном расчете. Ваш противник не должен иметь при этом никакой другой альтернативы и принудительно ответить на Вашу игру. Только тогда можно быть успешным в своей тактике (диаграмма 114-115).
Диаграмма 114 представляет действительную игровую ситуацию во время матча. Первый ход у красных.
(114)
78EAKA889
4555H5556
4%5[E]5%6
P5%5%5r5^
4222RhP26
4r8888886
p5%5%5pC^
4%5ce'5%6
4555a55R6
122.kae23
Поскольку черная Ладья и Пушка размещены около края игрового поля, то невозможно отвести их назад одним ходом, и поскольку черный Конь размещен в центре Крепости, то боевое построение черных имеет некоторые изъяны.
Оценив ситуацию, красные воспользовалась этой возможностью, чтобы начать атаку с жертвы. Следующее - запись этой игры:
1. R8+1 R5=2 2. H4+6 H5+7
Жертвуя свою Ладью, красные начинают неожиданную атаку своим Конем на вражеский "локоть и угол" Крепости. Если бы черные изменили 2-й ход на - C8-5, красные могли бы ответить - R3+2, угрожая черным спертым матом!
2. H6+7 K5+1 4. R3+1 K5=4
Вместо того, чтобы захватывать черную Ладью, красные переводят своего Коня вперед, чтобы объявить шах, и это показывает, что у красных - опытный игрок. Красные давят на черных этим шахом. Если бы черные изменили ход на - 4. … R2=6, тогда 5.R3+1, R6-3, 6.H7-6, K5-1, 7.R3=4, красные также побеждают.
5. R3+1 K4+1
Если черные играют - A4+5, то 6.H7-6, R2=4, 7.H6+8, двойной мат!
6. H7-6 R2=4 7. H6+8
Красные объявят мат - R3=6 в своем следующем ходе.
В ситуации, представленной на диаграмме 115, черная Ладья собирается захватить Коня красных.
(115)
788=KAE89
4555A5556
C%5[E]C%H
c5%5P5%5^
42P222R26
4888ph88p
p5p5%5%r^
4%hRe'5%6
4555,5556
1reaka223
Красные окажутся в пассивной позиции, если попытаются осуществить спасение своего Коня. Могут ли красные пожертвовать Конем с A4+5? Давайте посмотрим как развивалась игра:
1. A4+5 R4=3 2. R8+9 A5-4
3. R2=6 A6+5 4. H4+5 R7+4
5. H5+3 R7-6 6. C9=5 K5=6
7. C5+2! Черные сдались.
Теперь черные смогли бы едва сопротивляться. Черные вынуждены были бы пассивно отвечать на каждый ход красных. Игра красных просто блестящая, инициатива захвачена и предельно развита. Такая жертва для нападения оказалась очень успешной.