Как ходят фигуры в Сянци.
Это начальная расстановка фигур.
**********************************
Начнем с самых главных полководцев - Шуай и Цзян. На полководце лежит вся ответственность за исход сражения. Еще не отдав команды для первого хода он заранее распланировал всю битву, расставил ловушки и западни, разработал стратегию. "Король Боя" называют генерала его подчиненные. Поэтому для простоты и мы будем в дальнейшем именовать их Королями. Хотя схожесть полководца Сянци с королем традиционных шахмат весьма незначительная.
Король в Сянци может передвигаться только в пределах крепости. Ход выполняется на соседнее поле по вертикали или горизонтали.
В Сянци существует очень важное правило открытой вертикали: оба Короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между Королями нет других фигур. Поэтому Король может быть и атакующей фигурой, что несомненно имеет особенно большое значение при окончании игры, когда фигур на доске остается мало. Также Король может оттеснять вражеского Короля на боковую сторону крепости для завершения игры победой или же защищать от Короля-противника свои фигуры на любой стадии игры.
**********************************
Теперь поговорим о приближенных лицах Королей.
Ши - Адъютанты, военные офицеры при своем главнокомандующем. Иногда их еще называют Гвардейцами ("Guard" - телохранитель). Как и их Король, они не имеют права выходить за пределы крепости. Ходят Адъютанты на соседнее поле по прочерченным диагоналям, поэтому в крепости им доступны пять полей, в то время как Королю доступны все девять полей крепости.
**********************************
Слоны - Сян в Сянци тоже своеобразны.
Ходят Слоны по диагонали через одно поле, но только если это поле свободно. И перейти Реку Слоны не могут. Таким образом Слонам доступно семь полей.
**********************************
Кони - Ма в Сянци движутся очень своеобразно.
Их движение состоит из двух отрезков. Сначала Конь пойдет на одно поле вдоль по линии, как Король, а потом - по диагонали на соседнее поле, как Адъютант. Но если поле, через которое Конь проходит первую половину своего хода, занято, то в эту сторону Конь идти уже не может, так как китайский Конь не может перепрыгивать через стоящую на его пути фигуру. Поэтому нередко Конь оказывается заблокированным. Ну а в общем то для Коней доступно все поле боя.
**********************************
Боевая колесница - Че.
Ее устрашающие действия по прямым горизонтальным и вертикальным линиям не ограничены и напоминают движения ладьи в традиционных шахматах. Русские князья перевозили свои войска по водным артериям — поэтому и в шахматах для этой фигуры прижилось красивое название "Ладья". Полноводный юг Китая был освоен китайскими императорами много позже, чем север с его сухими степями и едва покрытыми зеленью плоскогорьями, по ним не проплывешь на челне, — поэтому в Сянци - "боевая колесница", которая давит врага, летя на него на всем скаку, а мы для этой фигуры в дальнейшем примем все же название - Ладья.
**********************************
Пешка в Сянци пока не перешла Реку ходит и бьет только вперед на одно поле.
После преодоления реки она уже может ходить и бить не только вперед, но и по горизонтали влево и вправо. Ни при каких обстоятельствах Пешка не может отступать. Да, вот еще что, - у пешек в Сянци не бывает повышения в чине, как это происходит в традиционных шахматах.
**********************************
Пушка в Сянци ходит также как и Ладья.
А атакует только "выстрелом" через стоящую на ее горизонтали или вертикали фигуру. То есть для взятия фигуры противника или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура. Значит простой ход Пушка делает как Ладья, а ударный ход выполняет через любую фигуру, перепрыгивая ее. Шах возникает, когда между разноцветными Пушкой и Королем находится только одна любая фигура. Любая Пушка может первым ходом в партии бить Коня, но обычно этого не делает, поскольку Пушка тут же бьется Ладьей, а в начале игры пушка как правило сильнее коня.